Краевая архивно-поисковая экспедиция “Воины – защитники Кубани”
Время неумолимо уносит от нас живых свидетелей, которые могли бы подробно рассказать о жизни и деятельности Героя Советского Союза Александра Поликарповича Кириченко. Это высокое звание было присвоено ему посмертно 17 апреля 1943 года. Его младший брат Петр в своих воспоминаниях писал: «Мой брат Александр был для меня примером. Я любил его и старался во всем быть похожим на него. Память мало что сохранила из детства, поскольку у нас его как такового не было. С малых лет помогали дома, с 10 лет уходили батрачить. Лет 15 было Александру, когда он ушел работать в Ростов, где выучился на слесаря».
Работал и учился. Ему доверили должность налогового инспектора. С 1930 года Александр Поликарпович работал в финансовых органах города Азова.
В июле 1942 года фронт подошел к реке Миус, приближался к Ростову. В Батайске сформировался истребительный отряд. Политруком был назначен Александр Поликарпович. С оборонительными боями отходил от Ростова на Кубань истребительный отряд вместе с 30-й Иркутской стрелковой дивизией. В станице Кореновской истребительный отряд был расформирован и пополнил 256-й стрелковый полк. Александра Поликарповича назначили политруком в третью роту. В третьей роте он пришелся по душе, его любовно называли «папашей». Всегда: в бою и на отдыхе – был он среди бойцов.
В дни 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции пулеметчик Герасим Кучерявый из роты лейтенанта Синельникова этого же полка, совершил героический подвиг: будучи окружен врагами, он взорвал противотанковой гранатой себя и их. Подвиг однополчанина поднял боевой дух бойцов и командиров. Александр Кириченко старался в атаках быть в первых рядах бойцов.
Однажды доверили третьей роте прорвать оборону противника севернее хутора Дубинина, у Белых латок (так называют известковые скалы севернее станицы Пятигорской). Пред рассветом разведка доложила, что фашисты «храпят в теплых землянках». Бойцы бесшумно сняли часовых и забросали вражеские землянки гранатами. Уцелевшие гитлеровцы, не приняв боя, побежали по водоразделу между речками Большой и Малый Дыш.
И в этом бою политрук Кириченко был в первых рядах атакующих, призывая бойцов «висеть на плечах» у противника и не дать ему окопаться. Но на высоте 249.6 фашисты успели закрепиться в отрытых ранее траншеях. Они обрушили шквальный заградительный огонь.
Бойцы залегли среди толстых, но редких дубов. Кириченко огляделся: его рота лежала в неглубокой впадине. Фашисты поняли, что русские берегут патроны и ждут подкрепления. Они несколько раз переходили в контратаки, но откатывались в свои траншеи. Некоторое время враг молчал, затем мощно атаковал, загибая фланги вокруг роты Александра Поликарповича. Стало понятно, что немцы собираются окружать. Вдруг совсем неожиданно с тыла застрочил вражеский пулемет, нанося ощутимый урон красноармейцам. Оказалось, что под шум атаки фашистский пулеметчик незаметно проник в тыл нашей роте.
Александр Поликарпович приказал роте быть готовой к прорыву, а сам пошел на сближение с вражеским пулеметчиком, который лежал на самом высоком месте хребта, за камнем. Немцу хорошо была видна позиция роты, но в нескольких шагах от него начиналась «мертвая зона». Он не видел приближающегося политрука. Александр Поликарпович появился перед ним за дубом, на расстоянии одного броска. Тогда и заметил его пулеметчик. Толстый дуб хорошо укрывал политрука от пуль. Фашист прекратил стрельбу по роте и не спускал с мушки укрывшегося за дубом бойца.
Кириченко выскочил из-за дуба с правой стороны и бросился к пулеметчику. Навстречу летели, обжигая тело, вражеские пули, но вот уже кинжал штыка повис над фашистом. Пулемет умолк. Рота броском рванулась вперед. Враг был выбит со второй линии обороны и бежал в сторону станицы Калужской. Но политрук уже не видел этого…
В городах Азове и Горячем Ключе есть улицы, носящие имя героя Кириченко. К его обелиску не зарастает народная тропа.
*Воспоминания о Герое СССР Александре Кириченко записал К.Д.Еременко и опубликовал в газете «Горячий Ключ в 1989 г.
Из книги Галины Васильевны Мамай “Живая вода. Живая история”