Понедельник день тяжёлый, но мы решили начать новую рубрику “Записки путешественника” с Павлом Хохриным @pavel_khohrin поддержите
Сквозь небо к вершине.
Горы всегда поражают своими видами. Но некоторые особо. Таков Большой Тхач. Первый раз его видишь, как правило вечером, с «низкого» плато, называемом «Бороновыми» полянами. Оба Тхача, Ачешбоки с их перевалом «Чертовы ворота», хребет Агиге, Сундуки – вся эта гряда видна, как на ладони. Кажется, протяни руку и коснешься. Настроение приподнимается, кажется, что все так близко, а идти так мало… ха.
Любые восхождения начинаются рано утром, желательно до рассвета. Тогда имеешь шанс увидеть на вершине то, ради чего и лезешь туда – виды. В противном случае можешь увидеть лишь молочную стену облаков, скрывающих от тебя все, что можно увидеть дальше 5-10 метров.
Вечером, рассматривая Тахчи на Бороновой поляне, можно наблюдать интересное зрелище. Отдельные облака или даже тучи, пролетая мимо вдруг «цепляются» за вершины и остаются там пока ветер не развеет их на более мелкие и легкие кусочки.
Большой Тхач просто эпичен в близи. Почти 400 метров скальной стены и крутого склона, создают впечатление неприступной крепости. Но, скорее всего, вы это увидите только утром, вылезая из палатки на перевале у подножья этой горы. На подходе Тхач «любит» спрятаться в тех самых облаках. То, что с Бороновых полян кажется легкой дымкой вблизи оказывается сильнейшим туманом.
Буковый лес переходит в густую субальпику, а тропа становится похожа на окоп в зеленых растениях, большинство которых ты не увидишь дома. Отсутствие деревьев не дает обзора – всюду туман. Иногда он словно дразнит тебя. Ветер сдувает часть облака, и ты ошарашено смотришь на скалы, которые буквально в нескольких сотнях метров от тебя. Кричишь другу, чтобы фотографировал, но вот уже все вновь в тумане. Ты успокаиваешь свои легкие, высота приближается к двум тысячам метров и не то чтобы это сложно, но приходится дышать чаще. Подбодренный порцией впечатлений, берешь палку и снова, шаг за шагом идешь вверх по бесконечной тропе в тумане.
Всему приходит конец. Конец наступает и у подъема. Вот он – перевал Тхач. Тысяча девятьсот пятьдесят метров над уровнем метра. Почти два километра высоты над тем местом, где вы загораете у моря. Представляете?
Но все самое интересное начнется утром. Когда руководитель похода на самом рассвете, а может и до него, начнет будить вас.
Выпив кофе, быстро сваренного на горелке, идешь назад. Да, назад – ибо кусочек пути на вершину идет по той же тропе, которой пришли сюда вчера. Подъем состоит их двух частей. Первый – самый эффектный. Рассветные лучи зажигают снежные шапки дальних вершин, и они светятся как маяки в ночи, еще не ушедшей из долин.
Одно только это зрелище стоит того, чтобы начать путь затемно. Огромные пространства, скалы, туман в долинах, «разрезаемый» лучами восходящего солнца как ножами – все это поражает воображение. К тому времени, когда первая часть пути, траверсирующая каменистый склон Тхача, будет закончена – рассвет уже наступит совсем. Вы увидите скальные стены вершин Соколова. Очень вероятно, что по камням будут скакать косули, а небо патрулировать большие хищные птицы в поисках завтрака.
Вторая часть пути проходит по так называемой «спине» Тхача. Плоской равнине, уходящей вверх до самой вершины. Равнина не так безопасна, как кажется. Много трещин и воронок в разной степени заросших Кавказским Рододендроном несколько настораживают, но хорошо натоптанная тропа идет неумолимо вверх. Нужно идти. К концу подъема это будет самой часто повторяемой фразой.
Почти у вершины, совмещая «вау» от грандиозности обрывов с «ох» от вида узкого карниза, по которому идет тропа, проходишь последние метров 100 и оказываешься у двухметровой стены.
Влезая на которую, видишь вожделенную конструкцию из метала с трепыхающимися на ветру флагами. Вершина!
Простор свободный от облаков награждает видами снежных трехтысячников в дали, Джуга, Уруштен,Тыбга. Фишт, Оштен, Ачешбоки поближе. Смотришь на сверкающие пики и понимаешь – твой путь только начинается. И это не о спуске с вершины.