Ленинградцы Кузнецовы – Иван Федорович и Тамара
Павловна – до войны трудились на заводах – Кировском и Ждановском. В семье было
трое детей – два мальчика и девочка. Малышку назвали Беллой.
Родители зачитывались Лермонтовским «Героем
нашего времени» и решили дать девочке такое романтическое имя.
Сегодня Белла Ивановна
живет в Горячем Ключе.
Супруги жили дружно, по выходным дням они вместе с детьми, младшему из которых – Лене – в 1941 году исполнился всего год, отправлялись на экскурсии по красивейшим местам города на Неве. Прогулки заканчивались в парке, где дети, устав от путешествия, с удовольствием уминали припасенные матерью пирожки. Предвоенное лето было мягким и солнечным.
Радостные деньки оборвались 22 июня. Началась война, и Ленинград непоколебимой твердыней встал на пути фашистов.
Иван Кузнецов по состоянию здоровья не был годен к строевой службе, но пошел в народное ополчение вместе с другими рабочими завода. Ополченцев направили на Псковщину, где шли ожесточенные бои. С этих огненных рубежей Иван Кузнецов не вернулся – пропал без вести.
В Ленинграде началось страшное блокадное время. Жителей города стали срочно эвакуировать. Старший Женька Кузнецов плакал – отказывался ехать, но что было делать – Белла и Ленька лежали с корью, и Тамара Павловна не могла их оставить.
В октябре 1941 года она устроила младшего сына в круглосуточный детский сад, чтобы самой трудиться на заводе. За дочкой присматривали соседи.
Страшный голод уже давал о себе знать. Люди передвигались с трудом, от голода опухали руки и ноги, жизненные силы уходили, несмотря на заводской паек.
Тамара Павловна старалась прокормить детей, но Леня стал второй жертвой блокады. В один из дней поздней осени, она как обычно пришла за сыном в детский сад, но не нашла малыша среди изможденных голодом детей. Воспитатели сообщили ей, что ребенок умер. У бедных женщин не было сил даже провести безутешную мать к могилке сына, они просто не знали, куда унесли Леньку еще стоящие на ногах рабочие детского сада.
Настали черные времена. Новые испытания ждали Кузнецовых. У Беллы начался приступ аппендицита. Мать на руках отнесла дочь в военный госпиталь, врачи сделали операцию, но изможденная девочка никак не могла справиться с болезнью – сказывались жизнь в нетопленной квартире, голод и жажда. Воду добывали под обстрелами. Тот, кто еще мог ходить, продолжали работать на заводе, тушить зажигательные бомбы на крышах домов и хоронить, хоронить своих близких.
Белле становилось все хуже и хуже, и в июле 1942 года ее вместе с мамой эвакуировали в Алтайский край. Там Тамара Павловна продолжила работу для фронта – трудилась на сушке, где готовили фрукты и овощи для солдат и воспитанников детских садов. Взять хоть горстку для дочери Кузнецова не могла – позариться на народное добро было равносильно смерти.
Жили трудно, но свято верили в победу и в то, что найдутся отец и Женька, вернутся в родной Ленинград. В 1946-м мать и дочь переехали в Барнаул, и Евгения нашли. Стали жить вместе. Тамара Павловна не покладая рук трудилась на военном заводе, сын учился, а вот Белла все не поправлялась, переносила одну операцию за другой. Лишь к восемнадцати годам с нее сняли инвалидность.
Бесконечные скитания по больницам закончились, Белла определилась с профессией и поступила в медицинский институт. После его окончания работала по распределению в Бурятии, затем на Урале участковым терапевтом.
А в 1973 году приехала в Горячий Ключ. Доктора Беллу Ивановну Чернову в нашем городе знают все. Ведь до самого ухода на пенсию она работала в санатории «Горячий Ключ» – заведовала постинфарктным отделением. Пережившая блокаду женщина, ценящая каждый день жизни, она всегда приходила на помощь людям и лечила не только тело, но и душу.
Только печали не оставляли семью Кузнецовых. Тамара Кузнецова умерла в Горячем Ключе, дочь до последних дней была с ней и похоронила коренную ленинградку на Ключевском кладбище.
Эхо блокады унесло и брата. Когда уже в 2000 году Белла и Евгений Кузнецовы приехали в Санкт-Петербург, чтобы узнать о судьбе без вести пропавшего отца, на его родном заводе им сообщили, что Иван Федорович, ушедший добровольцем в ополчение, геройски погиб за Родину. Надежда, еще теплившаяся в детях, угасла. Сердце брата не выдержало этого известия, и он умер на руках сестры.
А доктор Чернова сегодня живет рядом с нами. У этой скромной и мужественной женщины множество наград, среди которых орден Дружбы народов. Как и прежде она не знает ни минуты покоя – продолжает работать в Совете ветеранов. В Ленинград – Петербург вернуться ей не удалось. Мама – Тамара Павловна – долгие годы расплачивалась за американскую «гуманитарную» помощь, выданную ей когда-то на заводе. Средств на переезд просто не было. А вот для дочери Горячий Ключ все-таки стал родным.