Последнее десятилетие в России ознаменовалось не только формированием основ нового демократического государства, но и становлением целого ряда государственных и общественных институтов.
Среди них – Государственная молодежная политика – внутренняя политика по регулированию отношений молодежи и государства, основными направлениями которого является поддержка молодых граждан и создание условий для самореализации молодежи в различных сферах. Во–первых, одними из эффективных форм являются система работы по месту жительства и правильно организованная работа, как с активистами объединений, так и ребятами, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Во–вторых, немало важным является качественная подготовка педагогических кадров для работы с детьми различных категорий. Одна из них — совместная деятельность взрослого и подростка в каникулярное время. Ведь в этот период важно не только оздоровить детей, дать им возможность для самореализации, но и главное – научить его правильно отдыхать.
В деятельности вожатого летнего отдыха подростков одной из основных целей работы является формирование ценностных ориентаций подростков. Я считаю, что ценности – это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения, а соединения чувств и смысла в ценности определяет способы поведения человека.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, восполнения израсходованных сил, восстановление здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
Традиционно принято считать, что самой результативной формой организации детского и подросткового летнего времени считается загородный лагерь. Загородный лагерь — воспитательно-оздоровительное учреждение, организуемое на время школьных каникул. В таких лагерях дети организовывались во временные дружины и отряды, так же работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам. За последние двадцать лет лагеря переживали социальное и юридическое преобразование. Так после распада СССР многие, в том числе и пионерские лагеря, полностью прекратили существования, а в результате изменений в социально-экономическом и политическом устройстве России в начале 90-х годов пионерские лагеря, уцелевшие в ходе приватизации и экономического кризиса в стране, постепенно преобразовывались в организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время в стране идет популяризация учреждений по организации отдыха и оздоровления детей в летнее каникулярное время. Только в 2015 году в России открылось более 356 детских оздоровительных лагерей. На территории муниципального образования город Горячий Ключ нет стационарных лагерей, поэтому отделом по вопросам молодежной политики с 2014 года организуется и проводится муниципальный передвижной палаточный лагерь «Горячее лето».
Летом 2014 года свыше 250 ребят отдохнули в палаточном лагере, а встречал детей педагогический отряд «Молодой», веселые, задорные студенты учебных заведений города, которые создавали все условия по обеспечению максимально плодотворного отдыха, оздоровления и занятости детей в лагере. Только правильное и целесообразное планирование досуга подростка оказывает сильное воздействие на все стороны его жизнедеятельности. К сожалению, можно отметить, что подростки чаще всего не могут самостоятельно организовать личный досуг по месту проживания, который помог бы им реализовать свои творческие, интеллектуальные и лидерские способности. Заставить ребенка заниматься досугом невозможно. Возможно, лишь показать ему многообразие видов, опираясь на принцип удовольствия, на чувственную основу и, не забывая про специфику лагеря, туристический. Я считаю, что одним из решений проблемы, связанной с организацией досуга подростков в свободное время, является пребывание ребенка в летнем оздоровительном лагере. Поэтому основной целью работы педагогического отряда стало развитие лидерских качеств подростка, обогащение его социального и туристического опыта.
Подготовка студентов к работе летом началась зимой. По инициативе отдела по вопросам молодёжной политики на базе МБУ ЦКСОПМ «Формула 1001» для ребят, желающих стать вожатыми в летний период, были организованны занятия. Цель занятий — помощь студентам в подготовке к новой профессиональной роли – вожатого временного детского объединения, и определение перспектив своей педагогической деятельности. Основной задачей организаторов являлось создание благоприятной атмосферы для совместной деятельности, заложение основ единого сплоченного коллектива, включение студентов в проектировочную деятельность, направленную на освоение новых знаний, личностного роста, эмоционального благополучия.
Программа занятий состояла из трех этапов. На первом этапе происходило информационно–организационное обеспечение, где ребята знакомились друг с другом, с тренерами, погружались в содержание деятельности туристического лагеря, узнавали перспективы работы. Этап обучение проводился в соответствии с учебным планом и состоял из лекционных и практических занятий. Студентам рассказывали о логике педагогического процесса, о диагностиках временного детского объединения и личности подростка, о способах и приемах работы с данным объединением, об организации индивидуальной работы с ребенком, об организации дел различных направлений, а так же особое значение уделялось туристической и аналитической работе с детьми. При погружении в практическую деятельность, обязательным для всех стала основа оформительского дела. Ведь правильно оформленный отрядный уголок во многом помогает детям адаптироваться в условиях лагеря, а эстетично оформленное мероприятия дает возможность полностью раскрыться и продемонстрировать свои возможности. Так же студентов учили методикам и практическим упражнениям по выработке у детей полезных привычек, по средствам спортивно – оздоровительной и туристической деятельности. А закончился практический этап написанием проекта, направленного на обучение детей организации собственного досуга и досуга друзей.
По итогам обучения из лучших учеников образовался педагогический отряд «Молодой», который занялся разработкой программы летних смен. Каждая смена имела свою тематику и игровую модель, но изюминкой смен являлись содружества «Непохожих» — это объединение взрослых и детей, которое образуется по интересам, а главное, для ребенка, — возможность найти единомышленников. Самыми популярными содружествами, по итогам лета, стали: «Уличная культура», «Лидер – это…», «Жизнь туриста», «Ветер перемен», «Body Art», «Театр мод», «Движение – жизнь!». В результате совместной работы вожатых и детей, члены содружества, сами дети, проводили общелагерное мероприятие.
Таким образом, только хорошо подготовленный педагогически отряд, умеющий во время совместной деятельности работать на образование и личностное развитие подростков, может достичь высоких результатов и организовать полноценный, творческий, запоминающийся и развивающий отдых для детей в каникулярное время.
Начальник отдела по вопросам молодежной политики
администрации муниципального образования город
Горячий Ключ