Сейчас, в эпоху сытой и довольно спокойной жизни, слабость и проступки даже 18 летних ребят кидаются оправдывать криками “они же дети!”. Как бы дети, но…
А что было с детьми в годы войны?
Сложно представить более суровую и сложную службу чем службу на флоте. Конечно на военных судах все было строже чем на торговых, транспортных или рыболовецских, но тяжело было все равно.
Когда началась война то огромное количество гражданских механиков, кочегаров, машинистов и пр. морских специальностей ушли в военный флот. Кроме того со всех уголков страны стягивались суда способные помогать армии: баржи, баркасы, тягачи. Не мало судов получил СССР и по лендлизу. Где брать специалистов?
16 октября 1942 года нарком Морского флота СССР (гражданский флот) разрешил создать, по примеру Северного военного флота, институт воспитанников юнг и после ускоренного обучения юношей-добровольцев возрасте 12-15 лет направлять их на действующие транспортные суда. Центром подготовки в Приморье стал Владивосток, где Дальневосточное государственное морское пароходство (ДВГМП) открыло краткосрочную школу юнг. Кстати на военный флот детей принимали только с 16 лет.
Отдел кадров Госморпароходства был наводнен детьми желающих записаться. И тянула их не только романтика моря, но и голод, сиротство. Для тысяч детей потерявших свои семьи это был шанс не просто выжить, но и внести свой вклад в Победу. Их принимали на штатные должности и ставили на довольствие. Через полтора – два месяца обучения на кораблях в портах ребят записывали в команды транспортных конвоев. Так вчерашние дети становились моряками.
Кроме того, партия провела мобилизацию молодежи и набрали в уже качестве матросов пионеров и комсомольцев 17-18 лет.
Вопреки традициям, редко, брали даже девочек.
Куда же собирали их? Они стали экипажами транспортных судов перевозящих грузы из США по ленд-лизу через тихий океан. Эти рейсы названы “Огненными рейсами”. Служба была тяжела физически и морально, опасна. Но вклад этих детей в Победу был огромен. В этих рейсах погибло не мало моряков и юнг, потеряно множество кораблей. И писать об этом нужно не отдельный пост, а целые серии книг.
Рекомендую почитать: Руднев Г. А. Огненные рейсы
#ЗабытыйПолк#НКВД#277йСПввНКВД#КавказскийРубеж2023#СозданоСросмоложьГранты#РосмолодежьГранты#ГорячийКлюч